8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@rcnyagan.ru
Карта сайта

Канадский психолог Гордон Ньюфелд, говорит о том, что психологическая и эмоциональная зрелость – это результат реализации человеком его личностного потенциала.

Каждый человек рождается со способностью раскрыть свои способности, раскрыть свою личность. Это не зависит от места рождения, национальности, условий получения образования. У всех есть шанс, но не все используют его, чтобы достичь своего потенциала и не у всех получается стать зрелой личностью.

Каждый из нас знает множество примеров психологической и эмоциональной незрелости взрослых людей, вот некоторые из них:

Мужчина, бросивший семью, не интересующийся своими детьми, постоянно меняющий место работы.

Женщина, которой далеко за тридцать, а она продолжает вести себя как «капризная принцесса» не способная сохранить надолго отношения с мужчиной, хотя отчаянно прилагает все усилия для этого.

Одинокая мама, которая страдает от неудовлетворенности своей жизнью и поэтому постоянно устраивает скандалы дочери - подростку из-за не помытой посуды, не убранных вовремя вещей и т.д.

В этих примерах основным критерием можно назвать неумение справляться со своими эмоциями и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей.

Человек достигает психологической зрелости, когда становится физически и психологически независимым, самодостаточным: он может сам себя содержать, может самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, заботиться о других. Это человек, осознающий свою ценность и реализующий себя. И это человек умеет чувствовать и сочувствовать, умеет отдавать и получать, который принимает свои слабости и не замыкается на себе.

Конечно, такими характеристиками обладают не все, но человек способен меняться. Не только ради себя и других людей, но и ради своих детей.

В статье «О становлении личности» К. Г. Юнг прекрасно показал необходимость развития личности самих родителей: «Беспрестанно твердят о том, что из ребенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспитательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь, и, прежде всего, это самые обыкновенные некомпетентные родители, которые очень часто сами на протяжении половины или даже всей жизни остаются во многом детьми.... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.... Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. Личность — результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора».

М.Земска утверждает, что личность родителя и их позиции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения.

Основываясь на опыте психологического консультирования, можно выделить причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях. Среди них — низкая коммуникативная компетентность и низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Родители признают низкую эффективность семейного воспитания, но не видят необходимости работы над собой. В процессе консультирования преобладает стремление родителей возложить ответственность за решение проблем семейного воспитания на психолога.

Так каким же должен быть психологически зрелый родитель, чтобы воспитать личность:

1) Родитель, который совершает свободный выбор и несет за него ответственность, имеющий представление о ребенке как равноправном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являются значимыми и ценными.

2) Родитель, который принимает свои слабости и недостатки, имеет развитое чувство любви и уважения к собственной личности. Безоценочно и безусловно принимает ребенка, сообщая ему о том, что он дорог и любим просто за то, что он есть.

3) Родитель, который стремится к самопознанию, саморазвитию, самореализации, стремящийся к сотрудничеству с ребенком (умеет говорить о своих чувствах, слышит то, что говорит ребенок, конструктивно решает конфликты не унижая, выражает недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом, умеет выразить в действенной форме любовь).

Корнеева Гузалия Шамильевна, психолог