8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@rcnyagan.ru
Карта сайта

Чем заняться с ребенком? Этот вопрос возникает у всех родителей, независимо от количества детей, опыта в их развитии и финансовых возможностей. Одним из многих способов не только увлечь ребенка, но и помочь ему всесторонне развиваться, является аппликация.

Занимаясь аппликацией, ребенок учится выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной и речевой форме. Занятия аппликацией способствуют решению разных задач речевого развития ребенка, накопление и обогащение его словарного запаса, развитие связанной речи, правильного произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками – это будет единственный и неповторимый в мире цветок.

А ведь клеить можно не только бумагу. Предложите ребенку крупу, горох, вату, ткань, пластилин – и занятие уже становится направленным на развитие мелкой моторики рук и, как следствие, на развитие речи.

Кисточкой нанесите клей на картинку. Если у вас будут использоваться разные крупы, не наносите клей сразу на весь рисунок.

Промажьте клеем сначала одну деталь, и пусть ребенок насыплет на нее крупу. Пальчиками можно немного придавливать ее к основе. Все что не приклеилось, стряхните обратно в тарелочку.

Если элементов несколько, наносите на них клей и посыпайте крупой поочередно - это поможет сделать работу аккуратной.

Еще одним вариантом занятия для развития речи у ребенка при помощи аппликации может стать создание иллюстраций к любимым сказкам. Или игра «от обратного»: сначала приклеить произвольные картинки к фону, а потом придумать рассказ. Для подобных занятий можно использовать вырезки из старых журналов и рекламных буклетов. Выполнение таких заданий на большом листе бумаги стимулирует ребёнка к речевым контактам со сверстниками. Ребёнок может комментировать действия других детей и свои собственные. Ребёнок замечает действия соседа, может подсказать, помочь ему, проявляет терпение и выдержку.

Ну и, конечно же, важным навыком в занятиях аппликацией для детей является владение ножницами. Осваивая вырезание, ребенок может, «пройтись» ножницами по всему, что окажется на его пути. Поэтому не стоит оставлять ребенка с ножницами в руках без присмотра. Вырезание развивает координацию, гибкость и точность движений кистей и пальцев. Эти упражнения в рамках творческой деятельности становятся хорошим тренажером при подготовке руки к письму.

Чтобы совместная деятельность приносила положительный результат, соблюдайте основные правила:

- занимайтесь с ребёнком только в том случае, если у ребёнка и у Вас хорошее настроение, самочувствие и если есть искреннее желание помочь ребёнку в развитии его способностей;

- запаситесь терпением;

- поощряйте ребёнка за малейшие достижения;

- помогайте ребёнку в случае затруднений.

Аппликации можно изготавливать из природного материала, пуговиц, различной бумаги, салфеток.

Старайтесь периодически организовывать выставки работ. Не забывайте, что ребенку необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите ребенка и не бойтесь перехвалить!

Филатова Татьяна Юрьевна, логопед